ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Цель проведения данной методики состоит в том, чтобы выявить особенности устной и письменной речи ребенка, характер речевых нарушений, дать рекомендации и прогноз развития.
Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам:
- состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношения
- состояние словарного запаса
- состояние грамматического строя речи
- состояние связной речи
- сформированность фонематических процессов
- сформированность письменной речи.
. Анализ нарушений устной речи надо рассматривать с позиций системного строения речевой деятельности и с учетом принципа развития
Установление в процессе обследования уровня сформированности языковых средств позволяет определить:
а) ограничивается ли дефект речи только несформированностью произношения;
б) распространяется ли он на всю звуковую сторону речи (звукопроизношение и фонематические процессы);
в) охватывает ли дефект основные компоненты речевой системы (звуковую сторону речи и лексико-грамматический строй).
Обследование проводится индивидуально, в традиционной форме, с учетом программных требований
Длительность диагностики составляет 20 – 30 минут.
Логопедическое обследование устной и письменной речи младших школьников.
1.Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
II. Речевая моторика.
III. Состояние дыхательной и голосовой функции.
IV. Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).
V. Состояние звукопроизношения и слоговой структуры слова.
1. Определить характер нарушения произношения звуков речи
К – Х: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне.
Л’ – Й: Илья и Юля гуляют по аллее. Юля поливает лилию из лейки.
С – Ш: У Сашеньки шесть стекляшек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки.
Солнышко на окошке. Саша сушит сушки.
З – Ж: закружу, заслужил, задрожал. Железная лопата. Полезное животное.
С - С’ – Ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка. У Сонечки семечки.
Т’ – Ч: учитель, птичка, аптечка, течет
Ч – Ц: ученица, учительница, цыпленочек, лечебница, кончается.
Ч – Щ: чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки.
С – Ц: спица, сцена, сахарница, гусеница.
Щ – С: смеющийся, усищи, хвостище
Л– Р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, зеркало
Р - Р’: Рома красит раму краской. Рита варит рис.
2. Обследование слоговой структуры слова
медведь абрикосы аквариум
дверь проспект демонстрация
верблюд ласточка телевизор
сахарница хворост регулировщик
VI. Исследование словарного запаса.
Активный словарь
Цель: выявление объема активного словаря.
1. Предметный словарь.
а) Предлагаемый материал:
Редиска, книга, блюдце, бокал, чайник, тарелка, карандаш, линейка, грядка, кабачок, растение.
Сервиз, подоконник, рама, форточка, локоть, стекло, ресницы, колено, брови.
б) Назови одним словом:
Самолет, автобус, трамвай...
Осень, зима, весна, лето
в) Подбери подходящее по смыслу существительное к данным прилагательным и глаголам:
мокрый… шлют…
радостный… ползает…
прямой… прыгают…
ловкий… кланяется…
2. Глагольный словарь:
а) «Кто (что?) что делает?»
дверь… почтальон…
молния… парикмахер…
ветер… швея…
б) «Кто как кричит?»
корова… гусь…
конь… комар…
3. «Скажи наоборот»
Задание: Закончи предложение
Кашу варят густую или…
Диван мягкий, а скамейка…
Лес бывает густой или…
Володя вежливый, а Саша ...
VII. Состояние грамматического строя речи.
1. Словоизменение.
а) употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного чисел:
«Один – стол, а если много, то скажем, что это столы».
Предлагаемый материал:
ухо - дерево -
рукав - окно -
рот - лоб -
лев - пень -
б) Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных.
«Много чего?»
дом - котенок -
кукла - сосна -
дерево - конверт -
ключ - ведро -
2. Словообразование.
а) Образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
«Скажи ласково»
ложка - яблоня -
ковер - лист -
кровать - воробей -
ведро - одеяло -
- ● Образование относительных прилагательных от существительных.
«Из чего сделано?»
подушка из пуха – пуховая подушка
ком из снега - …
сок из слив - …
варежки из шерсти - …
● Образование притяжательных прилагательных от существительных. «Чей? Чья? Чье?»
сумка мамы – мамина сумка
кофта бабушки - …бабушкина кофта
голова коровы - …коровья голова
усы кошки - …кошачьи усы
клюв птицы - …птичий клюв
В выводах отличается наличие и характер аграмматизмов.
3. Понимание логико-грамматических конструкций.
Ответь на вопросы:
- Маша старше Юли, кто из девочек младше?
- Оля светлее Кати, кто из девочек темнее?
- Посуда помыта маминой дочкой. Кто помыл посуду?
- Мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?
- На маме дочкин свитер. Кто остался без свитера?
- Ребята пошли в лес, едва закончился дождь. Они были в лесу до дождя или после?
Анализируется доступность понимания подобных конструкций.
VIII. Состояние связной речи.
Предлагается составить рассказ по серии картинок, объединенных единым сюжетом.
Цель: выявление возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом, и установление связи событий, отраженных на этих картинках.
Методика обследования: перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки, предлагают рассмотреть их, разложить по порядку и составить рассказ.
Оборудование: серия картинок с последовательным развертыванием сюжета.
В выводах отметить понимание сложной линии, связность и осмысленность составления рассказа, возможность подбора названия для данного сюжета, наличие и характер аграмматизмов, уровень развития связной речи.
IX. Состояние фонематических процессов (фонематический слух, анализ, синтез).
1. Фонематический слух.
Цель: проверка слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.
Методика обследования: ребенку предлагают повторить следующие слоговые ряды:
па – па – ба
па – ба – па – па
са – ша – за – жа
2. Языковой анализ, синтез
Цель: проверка уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.
а) фонематический анализ и синтез.
Назови слово по первым звукам картинок
корабль, окно, заяц, апельсин
снеговик, автобус, ножницы, кит, иголка
- Назови последний звук в словах:
мак, карандаш, палец
- Назови 2 звук в словах:
аист, дом, рука.
б) слоговой анализ, синтез.
- Определи количество слогов в словах:
слон, стена, молоток.
в) анализ состава предложения
- Определить количество, последовательность и место слов в предложении.
Наступила осень.
Осенью часто льют дожди.
Из леса вышел старик с большой корзиной.
Фиксируется умение ребенка производить языковой анализ, синтез.
X. Исследование процесса письма.
Анализируются письменные работы в рабочих и контрольных тетрадях.
При необходимости для уточнения нарушений дается письмо под диктовку (слуховой диктант).
2 класс _ «Прогулка».
Вот большой лес. За лесом речка. Около речки много цветов. На цветок села бабочка. Зоя ловит ее сачком. Женя ищет грибы. Саша и Яша нашли ежа. Гриша поймал щуку.
3 класс «Осень».
Пришла осень. Стал дуть холодный ветер. Чаще идут дожди. У крыльца большие лужи. Цветы на клумбе завяли. С деревьев падают листья. Вода в реке потемнела. Зоя и Саша идут в лес. Там они ищут грибы.
4 класс «Осень».
Серая и холодная осень. Чаще льет дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землей плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.
В выводах отмечаем характер процесса письма, т.е. может ли ребенок сразу фонетически правильно записать слово или проговаривает его, вносит ли он поправки (зачеркивает, перечитывает и снова исправляет) или совсем не может и не пытается найти ошибки.
Особое внимание обращаем на специфические ошибки:
- специфические фонетические замены (недостаточность различия звуков, принадлежащих к одной или к разным группам, различающимся тонкими акустико-артикуляционными признаками).
- нарушение слоговой структуры слова (пропуск отдельных букв и целых слогов, перестановка букв или слогов, раздельное написание частей одного слова и слитное написание слов).
- грамматические ошибки (пропуск или неверное употребление предлогов, служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов, ошибки в управлении).
- графические (оптические). Это замены букв по графическому сходству.
По результатам обследования выдается логопедическое заключение, в котором проанализировано состояние устной и письменной речи ребенка на данном этапе развития, даны рекомендации по коррекции и развитию речи ребенка.