Как подготовить ребенка к обследованию на ТПМПК?
Само словосочетание «психолого-медико-психологическая комиссия» вызывает опасение и чувство тревожности. Что скрывается за аббревиатурой ПМПК? Кто ее проводит, с какой целью? Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребёнка, то тут срабатывает защитная реакция родителей, и многие отказываются от предлагаемой помощи. Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило "Не навреди!"
А ведь заключение специалистов (психолога, логопеда или дефектолога) - это не приговор, а реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше ребёнку предоставят помощь и поддержку, тем он быстрее справится с возникшими трудностями.
Что такое ПМПК?
ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами. На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста.
Как проходит обследование на ПМПК?
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. При себе должен быть определённый пакет документов. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психолог, логопед, дефектолог, психиатр, педиатр. Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок сидит перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы и предлагают задания на выявление уровня внимания, восприятия, мышления, речи ребенка, на определение эмоционально – личностных характеристик и определение причин выявленных нарушений. Помните, что комиссия решает все вопросы, исходя из интересов ребенка.
Подготовка ребенка к прохождению ПМПК
Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и его состояния.
Что спрашивают на ПМПК?
1. Ребенку предложат рассказать или зададут вопросы:
- о себе своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст.
- о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время?
- назвать имена учителей и воспитателей.
- о домашних питомцах: клички, питание, уход и т. д.
- о доме, где живет (сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная)
2. Ребенка попросят рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед- ужин, распорядок дня, отличия.
На комиссии выясняется, может ли ребенок ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое.
Проверяется знание цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т. д.) .
3. Проверяют умение обобщать и логику:
- способность группировать предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда)
-выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему
- назначение предметов, что с помощью них делают
- знание частей тела и их предназначение
- название профессий
4. Обследуют память:
- называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось
5. Проверяют речь ребенка:
- правильно ли строит предложения
- все ли звуки произносит
- правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов
- проверяют словарный запас ребенка, просят назвать или объяснить значения, привести примеры: синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный) антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный) омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ)
- просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении
- оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка)
- просят составить небольшой рассказ по картинкам
- проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
6. Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
7. Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т. д., чувствах (усталость, радость)
8. Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, встать на одну ногу и т. д.
Цель подготовки ребенка к ПМПК:
- готовить ребенка к ПМПК нужно, чтобы он не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать
Результаты ПМПК
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись родителей (законных представителей) ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).
Родителям выдается заключение ПМПК с рекомендациями:
- по какой программе сможет обучаться ребенок
- рекомендовано ли обучение в коррекционной школе или логопедической группе детского сада
- нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, сопровождение психолога или дефектолога, лечение и наблюдение у врачей (ортодонта, невропатолога)
Заключение комиссии ПМПК для родителей носит рекомендательный характер. Помните, что при несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня, чтобы обследовать ребенка еще раз.